воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Макеты архитектурных сооружений. 7 класс

Цель: изучить некоторые приемы выявления пластики фронтальной поверхности.
Задачиосвоить принцип выявления пластики фронтальной поверхности за счет светотеневых градаций. Освоить некоторые приемы макетирования из плоского листа бумаги.
Требованиявыполнить геометрический орнамент по образцу
рис. 62,63. Придумать членение плоской поверхности с помощью прямых линий (орнамент).
Методические указания: линии членений могут быть вертикальными, горизонтальными, наклонными, параллельными, пересекающимися. Они могут образовывать орнамент: ленточный, центричный, повторяющийся через определенные интервалы, либо единый для всей поверхности.
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж; переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа; сделать надсечки; сделать сквозные прорези; стереть карандашные линии; согнуть по линии надсечек .
Рис. 62. Макет по ОПК на тему «Пластика поверхности»
Рис. 63. Развертка к макету
Практическое задание № 2
Членение поверхности криволинейным орнаментом
Цель: изучить некоторые приемы выявления пластики фронтальной поверхности.
Задачи: освоить принцип выявления пластики фронтальной поверхности с помощью светотеневых градаций. Освоить некоторые приемы макетирования из гладкого листа бумаги.

Требованиявыполнить макет циркульного орнамента по образцу. Придумать членения фронтальной поверхности с помощью циркульных или кривых линий (орнамент). Размер 10×30 см (рис.64).
.
Рис. 64. Макет по ОПК на тему «Пластическая разработка
поверхности»
При выполнении этих упражнений следует избегать членений, которые требуют сквозных прорезей. Эти прорези сильно расходятся при резком изменении угла поворота и при интенсивном, глубоком рельефе образуются отверстия в бумаге, разрушающие целостность поверхности.
Нанося на поверхность бумаги прямолинейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плоского листа можно получить рельефную пластику поверхности. Поверхность может иметь разную глубину рельефа как нюансные светотеневые оттенки, так и четкие градации с четкими падающими тенями, в зависимости от нанесенных членений поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях.
Методические указания:линии надрезов могут быть вертикальными, горизонтальными, параллельными, изогнутыми. Они могут чередоваться, образовывая метро-ритмическую закономерность, или располагаться согласно иной, задуманной композиции.
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж; сделать надсечки; стереть карандашные линии; согнуть по линии надсечек (рис.64).
Практическое задание № 3
Архитектоника замкнутой формы со складчатой поверхностью
Цель: изучить некоторые приемы выявления пластики замкнутой формы со складчатой поверхностью (рис. 65, 66).
Задачиосвоить принцип выявления пластики фронтальной поверхности за счет светотеневых градаций, а также освоить некоторые приемы макетирования из бумаги.
Требования:из ватмана формата А1 по своему рисунку сделать оригинальную складчатую структурную поверхность и образовать из неё замкнутую жесткую объемную форму размерами порядка
13×13×26 см.
Рис. 65. Макет по ОПК на тему Рис.66. Развертка к макету
«Складка»
Методические указания: линии членений могут быть вертикальными, горизонтальными, наклонными, параллельными, пересекающимися. Они должны образовывать орнамент в метро-ритмической закономерности, единый для всей поверхности.
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж; переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа; сделать надсечки; стереть карандашные линии; согнуть по линии надсечек .
Практическое задание № 4
Тектоника. Одно из основных напряжённых состояний
материальной формы
Цель: изучить некоторые приемы напряженного состояния материала (бумаги), освоить понятие «ребра жесткости».
Задачинайти выразительное художественно-пластическое решение одного из основных напряжённых состояний материальной формы, а именно, напряжений сжатия, растяжения, изгиба, кручения, сдвига, удара.
Требования: из ватмана формата А1 по своему чертежу выполнить
макет, отвечающий требования тектоники, с применением ребер жесткости не применяя склеивания плоскостей (рис. 67). Возможно использование «бумажных замков» (рис. 68,69). Размер макета порядка 20 × 20×20 см.
Рис. 67. Упражнение из бумаги на тему «Тектоника»
Порядок выполнения упражнения: выполнить чертеж при помощи циркуля или лекальных кривых; сделать надсечки; стереть карандашные линии; согнуть по линии надсечек (рис.68).

Рис. 68. Развертка
Рис.69. «Бумажные замки»
РЕЛЬЕФ
Практическое задание № 5
Фронтальная композиция из простых геометрических элементов
Цель: ознакомиться с основными понятиями и принципами построения фронтальной композиции (рис.70,71).
Задачи: освоить принцип выполнения макета из сложных выкроек.
Требования: выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на вертикальной плоскости из простых геометрических фигур, для композиции использовать простые геометрические фигуры, врезанные друг в друга, куб, призма, цилиндр, конус и т. д. Количество элементов от 5 до 9.
Методические указания: в композиции должна передаваться пространственная очередность расположения фигур и прослеживаться первоначальная форма каждого элемента. Высота рельефа задается автором.
Порядок выполнения макета:делаются тоновые наброски композиции, потом маленький (эскизный) макет, на котором проверяется правильность композиционного замысла и соединения элементов, делаются поправки. По рабочему макету выполняются выкройки отдельных элементов для основного макета.
На этом задании происходит освоение основных навыков выполнения сложных выкроек, предусматривающих врезку, стыковку и склеивание отдельных элементов и соединение их не только между собой, но и с поверхностью основания. Первоначальная форма каждого элемента, высота рельефа задается автором.
Рис. 70. Макеты по ОПК на тему «Фронтальная композиция»
Рис. 71. Макеты по ОПК на тему
«Фронтальная композиция»
АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Из листа бумаги можно получить не только объемную, но и глубинно-пространственную композицию. Макет тоннеля, выполненный по образцу (рис.72), состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьшаются по высоте и ширине; в той же последовательности они выстраиваются одна за другой и по глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по размерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктивную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увеличить размер отгибов, расстояние между плоскостями с проемами увеличивается; получается макет длинного, глубокого тоннеля. Этот прием можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых, симметричных композиций. Уменьшение размеров арок усиливает перспективное сокращение, создавая впечатление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную фронтальную композицию с иллюзорностью глубины, какая встречается в реально существующих памятниках архитектуры, так называемых «перспективных» порталах. Перспективный портал ─ это архитектурно оформленный проем двери, образованный в толщине стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зрительно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.
Практическое задание № 6
Простое арочное сооружение (тоннель, портал)
Цель: ознакомиться с понятиями фронтальной и глубинной композиции в макетировании.
Задачи: овладеть макетными приемами, передающими пространственную глубину сооружения.
Требования: выполнить макет арочного тоннеля по чертежу
(см.рис. 72).
Методические указания: изменяя размеры и глубину проемов, можно варьировать от тоннеля до перспективного портала. Можно менять конфигурацию проемов (циркульные, стрельчатые, треугольные, прямоугольные, сложные).
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж; переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа; сделать надсечки; сделать сквозные прорези; стереть карандашные линии; согнуть по линии надсечек (рис.73).
Рис. 72. Упражнение на тему «Простое арочное сооружение»

Рис. 73. Развертка макета
Практическое задание № 7
Памятник архитектуры
Цель: ознакомиться с макетными приемами пластического и пространственногоpeшения фасада архитектурного сооружения.
Задачиознакомиться с памятником архитектуры. Овладеть макетными приемами, позволяющими изобразить фасад архитектурного сооружения из одного листа бyмаги без врезок и склеивания.
Требования: выполнить макет сложного архитектурного сооружения по образцу (рис. 74,75). Используя полученные ранее навыки выполнить из листа бумаги фасадpeaльного памятника архитектуры в виде фронтальной композиции. В макете необходимо в стилизованной, упрощенной форме передать художественный образ данного архитектурного сооружения, его объем и пластическое решение, характер деталей.
Рис. 74. Упражнение на тему «Памятник архитектуры»
Методические указания: предлагается на выбор несколько памятников архитектуры. На представленном образце пластика и детали фасада четко видны за счет показа теней и тональной градации плоскостей в зависимости от степени их удаления.
Рис. 75. Упражнение на тему «Памятник архитектуры»
Макет выполняется с соблюдением точных пропорций в масштабе чертежа. Необходимо продумать технические стороны и конструктивные детали. При выполнении этого задания происходит знакомство с
различными эпохами, архитектурными стилями, приемами и пластическими средствами, используемыми в архитектуре.
Порядок выполнения макета: выбрать памятник архитектуры. Изучить особенности строения его фасада. Стилизовать графическое изображение фасада, сосредоточив внимание на главных и характерных деталях. Перевести это изображение в макет(рис. 76).Рекомендуется самим найти дополнительный материал по выбранному памятнику.
Рис. 76. Развертка
ПРОСТЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
Практическое задание № 8
Выполнение макетов простых геометрических тел
Цель: овладеть первичными моторными навыками макетирования.
Задачи:познакомиться с основными приемами изготовления макетов объемных форм.
Требования:выполнить макеты куба (8×8 см), цилиндра (диаметр
8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16 см) по предложенным образцам (рис. 77).
Рис. 77. Простые геометрические тела и их развертки
Методические указания:приведенные на схеме развертки куба и пирамиды склеиваются встык клеем ПВА чтобы места соединения были качественными, рекомендуется использовать тонкий картон, места склейки которого слегка зашкурить наждачной бумагой.
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ровными и четкими, необходимо с внешней стороны картона по линии сгиба сделать надсечку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа картона, это нужно делать легко, чтобы не прорезать картон насквозь. Затем согнуть картон по этим надрезам и склеить стыки.
Практическое задание № 9
Выполнение макета из правильных и неправильных
геометрических тел
Цель: овладеть первичными моторными навыками макетирования. Ознакомиться с понятием «рефлекс» в макетировании
Задачипознакомиться с основными начальными приемами изготовления макетов объемных форм. Изучить принцип свечения между объемами.
Требования: выполнить макеты правильных и неправильных геометрических форм. Расположить их на плоскости согласно своему чертежу вплотную, промежутки не допускаются. Добиться свечения между объемами (рис. 78).
Методические указанияобъемы, из которых набирается макет могут быть правильной формы : пирамиды, тетраэдры, так и неправильной, т. е. со смещенными вершинами. Следует помнить, что угол между гранями должен составлять от
70 до 30 градусов. В противном случае, свечение между гранями пропадает. Проверка свечения между объемами осуществляется при перпендикулярном освещении макета.
Порядок выполнения макета: так как, композиция состоит из множества тетраэдров неправильной формы, вначале следует выполнить чертеж расположения всех элементов на плоскости. Затем склеить каждый тетраэдр отдельно, используя надсечки на ребрах с внешней стороны формы. Приклеивать элементы на плоскость рекомендуется от центра композиции. Необходимо следить, чтобы элементы в основании прилегали друг к другу плотно, без расстояний. От этого зависит наличие свечения между элементами и благоприятное впечатление от композиции в целом.

Рис. 78. Макеты из правильных и неправильных
геометрических тел
УСЕЧЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
Практическое задание № 10
Макеты усеченных геометрических фигур
Цель:ознакомиться с построением сложных разверток геометрических тел.
Задачиосвоить выполнение макетов геометрических фигур, имеющих усеченную форму.(рис.79).
Требования: выполнить макеты усеченной призмы и цилиндра по предложенным чертежам(рис. 80,81).Самостоятельно построить развертки и выполнить макеты усеченной пирамиды и конуса. Размеры: цилиндр диаметром 60 мм, сторона призмы 30 мм, конус диаметром
60 мм, сторона пирамиды 40 мм, высота всех фигур 90 мм.
Методические указания:все секущие плоскости располагаются под углом 45°. Эти задания тесно связаны с упражнениями по черчению и композиции, они требуют знания проекционного черчения и помогают наглядно представить себе те фигуры, которые встречаются в экзаменационных работах по черчению и композиции.
Рис. 79. Макеты усеченных фигур
Порядок выполнения макета:выполнить чертеж. Чтобы линии
сгиба на ребрах фигур были ровными и четкими, необходимо с внешней стороны картона по линии сгиба сделать надсечку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа картона, это нужно делать легко, чтобы не прорезать картон насквозь. Затем согнуть картон по этим надрезам и
склеить стыки.
Рис. 80. Развертка усеченной призмы
Рис. 81. Развертка усеченного цилиндра
СТРУКТУРА ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ
Практическое задание № 11
Формирование объема шара с помощью взаимно
перпендикулярных секущих плоскостей
Цель: ознакомиться с методом секущих плоскостей.
Задачиосвоить макетирование объемной формы из плоских элементов.
Требования: выполнить макет шара по образцу(рис. 82). Диаметр
8
см.
.Рис. 82. Макет шара, выполненного с помощью
взаимно перпендикулярными секущими плоскостями
Методические указания:если через окружность (горизонтальную проекцию шара) провести через равные промежутки взаимно перпендикулярные сечения, то им будут соответствовать определенные элементы, имеющие форму круга, радиус которогоpaвен половине длины соответствующего сечения. Основные конструктивные элементы ─ две окружности с диаметром, равным величине диаметра шара. Они закрепляются перпендикулярно, вставляясь одна в другую за счет прорезей, равных толщине листа бумаги, из которой сделан макет. Прорезиpaвны половине высоты соответствующей части элемента. Остальные элементы представляют собой полуокружности с радиусом, равным половине длины соответствующего сечения, крепятся последовательно в прорези на основных элементах. Для придания конструктивной жесткости дополнительно вставляются горизонтально два элемента.
Рис. 83. Детали макета
Порядок выполнения макета:выполнить чертеж окружностей с прорезями ( рис. 83). Вырезать круги. Ширина прорезей равна толщине картона. Макет собирается без клея из отдельных деталей, выкройки

Практическое задание № 12
Формирование объема конуса с помощью взаимно
перпендикулярных секущих поверхностей
Цель: ознакомиться с методом секущих плоскостей.
Задачиосвоить макетирование объемной формы из плоских элементов.
Требования: выполнить макет конуса по образцу(рис. 84). Диаметр
8 см, высота 8 см.
Методические указания: сечения конуса, сделанные вертикальными плоскостями, параллельными высоте, представляют собой гиперболы, постепенно уменьшающиеся по величине. Особенность этого макета состоит в том, что отсутствует горизонтальная плоскость связи. Конус из объемного может сложиться в плоский. Секущие плоскости могут проводиться не только вертикально и горизонтально, но и под любым углом. В таком случае для цилиндра, конycaи шара деталями макета станут элементы в виде эллипсов или кругов Таким образом, можно сделать любую фигуру при помощи сечений; выявить ее конструктивную структуру и пространственную характеристику.
Рис. 84. Макет конуса, выполненного с помощью взаимно
перпендикулярных секущих поверхностей
Порядок выполнения макета:выполнить чертеж деталей с прорезями
( рис. 85) .Вырезать детали. Ширина прорезей равна толщине картона. Макет собирается без клея из отдельных деталей, выкройки.
Рис. 85. Детали макета
5. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ФОТОАНАЛИЗ
ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ
В процессе объемного макетирования постоянно возникает необходимость в фиксации тех или иных решений и их вариантов.
При рабочем макетировании зданий и сооружений проектную документацию обычно разрабатывают параллельно с изготовлением макета, с поиском наиболее рациональной объемно-пространственной композиции на макете и включают в нее как обычные чертежи, выполненные традиционным графическим способом, так и фоточертежи, содержащие фотографическое изображение объемного макета, его части или отдельной модели с указанием данных, необходимых для проектирования или монтажа проектируемого объекта.
Изготовление фоточертежей с рабочих макетов зданий и сооружений требует определенных условий и навыка. При этом задача заключается в фотографировании планов и разрезов каждого макета таким образом, чтобы фотографии с нанесенными на них дополнительными данными и надписями смогли полностью заменить чертежи, изготовленные обычными методами. При фотографировании макетов могут быть различные ракурсные искажения. Во избежание этого фотографии планов расположения оборудования и разрезов делаются с помощью специальных устройств и приспособленной для этих условий фотоаппаратуры в помещениях ─ шахтах высотой 15─18 м или в коридоре длиной не менее 20 м. Во втором случае макет устанавливается в вертикальном положении.
Для увеличения расстояния от объектива фотоаппарата до макета применяют систему плоских зеркал, подвешенных к потолку монтажного зала. Эта система может быть заменена одним зеркалом, установленным в надстройке на крыше здания, в результате чего расстояние от фотоаппарата до макета увеличивают до 30─35 м, а фокусное расстояние съемочного объектива до 900 ─ 1200 мм.
При изготовлении фоточертежей можно использовать специальные стенды ─ горизонтальный и вертикальный. Здесь макет сооружений с площадкой устанавливают на горизонтальном фотостенде и фотографируют его. Если площадку снять с макета нельзя, то макет собирают на специальном подрамнике, который устанавливают на фотостенд.
На фотостенде взамен строительных колонн во избежании ракурсного искажения устанавливают условные элементы высотой 5─7 мм с соответствующим профилем и размерами колонн.
Разрезы фотографируют на вертикальном фотостенде, где можно перемещать модели строительных колонн для их расположения по соответствующим буквенным и числовым осям. Некоторые детали на этом стенде делают плоскими и прикрепляют с помощью клея или специальной мастики.
Фотографирование разрезов осуществляют на фоне вертикального экрана из матового стекла. Стол, на котором установлено приспособление, имеет снизу подсветку.
Изготовленную фотографию наклеивают на заранее подготовленную форматку на чертежной бумаге (с рамками и штампами).
Фотографирование планировочных макетов в процессе градостроительного проектирования усложняется ввиду необходимости отображения на фотографии не только обычного изображения проектируемой застройки ─ сверху, сбоку, «с птичьего полета» или «с борта самолета». В современных условиях перед проектировщиками поставлена задача более полного учета архитектурно-художественных качеств проектируемых объектов. Это требует проведения фотоанализа при макетировании объектов градостроительства с точек зрения человека в масштабе макета, т.е. с учетом восприятия, максимально приближенного к натурному.
Фотографирование макетов. При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:500 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий