Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века. Архангельская губерния
из собрания Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера"
Праздничный девичий костюм
Состоит из нагрудной одежды, известной под названием «рукава», косоклинного распашного сарафана-«штофника», парчовой коротены-«полушубочка», высокой девичьей повязки, «заборошника» (шейного украшения, характерного только для Летнего берега Поморья), «кусточка» (девичьего украшения на косу) и нескольких рядов крупных янтарных бус. Необходимыми атрибутами такого наряда были также ювелирные изделия: жемчужные серьги, серебряные браслеты и кольца.
«Рукава». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Нагрудная женская одежда в виде короткой рубахи без стана. Сшита из белой тонкой покупной хлопчатобумажной ткани. Вырез горловины круглый, собран под воротник в виде невысокой стоечки. По центру груди — прямой разрез. Рукава широкие и длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани, на запястьях собраны в мелкие складки-прищепы, края оформлены в мягкие оборки.
Сарафан-«штофник». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 131 см )
Косоклинный, распашной, застежка в виде воздушных петель и 32 ажурных металлических пуговиц. Сшит вручную из малиновой шелковой ткани — штофа. Лямки выкроены из заднего полотнища спинки вместе с невысокой фигурной планкой. Верх спинки и переда, а также распашные части сарафана по краям обшиты позументом. Подкладка из льняного полотна.
Коротена-«полушубочек». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 59 см _
Верхняя косоклинная распашная нагрудная одежда на лямках. Сшита вручную из мишурной парчи золотистого цвета. Застежка в виде металлических петель и крючков. Лямки, верхняя часть и полы обшиты позументом. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Повязка . XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
( 57 х 24 см, ленты-завязки — 20 см )
Девичий головной убор. Сшит из двух частей: верхняя часть выполнена из широкой парчовой мишурной тесьмы — позумента, нижняя, налобная (очелье) — выложена серебристой фольгой и расшита половинчатым жемчугом, бисером и стеклянными бусами, образующими орнамент из пяти круглых розеток. Нижний край украшен ажурной жемчужно-бисерной поднизью из пяти круглых фестонов. Ленты-завязки выполнены из малинового штофа, позумента и мишурной тесьмы с бахромой. Повязка укреплена на плотной основе из нескольких слоев бумаги и с изнаночной стороны подшита хлопчатобумажной тканью.
«Заборошник» . XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Ширина — 6 см )
Шейное девичье украшение в виде подковообразного воротничка. Выполнен из льняного холста, украшен жемчугом и бисером в технике саженья по бели (поверх настила из белых толстых льняных ниток) и пятью декоративными розетками из цветных стекол в металлических оправах. Завязки из хлопчатобумажной тесьмы.
«Кусточек». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(27 x 19 см )
Девичье украшение в виде плоского банта на твердой основе, расшитого золотным шитьем в прикреп. Укреплялось на тесьму, вплетавшуюся в косу между прядями волос. Вверху — петля, к которой привязывали тесьму. Узор растительный, в виде распустившихся бутонов и розетки. С изнаночной стороны подшиты льняной набивной тканью.
Состоит из «рукавов», штофной юбки, коротены-«полушубочка» и повязки. Дополнениями к костюму являлись шейное украшение «заборошник», янтарные бусы и жемчужные серьги.
Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад
Состоит из «рукавов», косоклинного сарафана-«камлотника» и головного убора — повязки. В комплект с повязкой входила короткая верхняя женская одежда коротена (местное название «душегрея»).
хоз. Анна Афанасьевна Назарова (1890-1939).Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегорская
Состоит из сарафана, коротены, девичьей повязки, кокошника, янтарных бус и жемчужных сережек, которые принадлежали Марии Афанасьевне Скиревой (около 1840 — около 1920) из деревни Прилук, Холмогорского уезда. «Рукава»-новодел, реконструкция по аналогиям из собрания музея.
Праздничный костюм молодой женщины
Состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и пояса.
Рубаха. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 110 см )
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красно-белой пестряди в мелкую клетку. Вырез горловины полукруглый, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные и узкие, с плечевыми вставками - поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Нижняя часть (стан) сшита из льняного холста, край подола украшен вышивкой «строчка».
Сарафан-«бумажник». Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 127 см )
Прямой, на кокетке, с цельнокроеными лямками и с круглым вырезом горловины. Сшит вручную из пяти полос красной хлопчатобумажной домотканой Пестряди в черную клетку. Линия кокетки украшена желтой оборкой. Подол подшит черным сатином.
Фартук. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(105 x 80 см )
Сшит из двух прямых полос домотканой пестряди, вверху собран под планку-пояс. Подол украшен браным узором из цветных шерстяных ниток и черным хлопчатобумажным кружевом.
Пояс. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(155 х 2,8 см )
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках («в кружках») из цветных шерстяных и льняных ниток. На концах пришиты кисти.
Основу костюма составляют «рукава» и косоклинный распашной сарафан. Одним из самых примечательных его элементов является редкий головной убор кокошник-сборник. Подобные кокошники сохранились на Поморье еще с кон XVIII века. В комплект с кокошником обязательно входила парчевая коротена (местное название «полушубочек»). Дополняли наряд шейные и нагрудные украшения
Кокошник-сборник. XVIII век — конец XIX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, деревня Лопшеньга
Головной убор молодой женщины. Сшит из двух частей: массивная верхняя часть круглой формы укреплена на твердую основу и полностью украшена золотным шитьем. Нижняя, налобная часть (очелье) расшита бисером; узор в виде пяти круглых розеток, в центре которых расположены крупные жемчужины (половинчатый жемчуг). Край очелья завершен ажурной бисерной поднизью в виде пяти полукруглых фестонов. Подкладка из шелковой ткани.
Состоит из домотканой льняной рубахи, набивного сарафана, пояска с кистями, повойника, косынки, которую повязывали по очелью повойника в виде «кустышек». На плечи накидывали хлопчатобумажную шаль.
хоз. Параскева Семеновна Кокуткина (1877-1949). Конец XIX века.Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Шиляевская
Повойник
«Кустышки». Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Килецкая
Косынка из шелковой желто-зеленой тафты (в основе ткани — зеленые нити, в утке — желтые).
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Состоит из полурубашья, юбки, коротены - «душегреи», повойника и платка - «кустышек». Платок складывали по диагонали в виде полосы и повязывали по очелью повойника, концы завязывали спереди «кустом». Дополняли наряд шейное украшение и «рипсовая» шаль.
хоз. Мария Дмитриевна Федькушева (1879-1973).Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Защельская
Основу костюма составляет ярко-красное платье, линия талии которого подчеркнута широким поясом (пояс-новодел, сшит из шелковой ткани красного цвета и украшен фабричным кружевом, реконструкция по аналогиям). Дополнением является шелковая шаль с кистями (местное название — «рипсовая»), которую накидывали на плечи. Завершал наряд парчовый повойник с платком-«кустышками».
Состоит из рубахи-«намышницы» и набивного сарафана. Пояс поверх такого сарафана не надевали, его повязывали на рубашку под сарафан. Завершали наряд повойник и платок-«полумерок»
хоз. Иринья Ивановна Яковлева (Бурачкина) (1852-1942) Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Ярушевская волость, село Веркольское
Рубаха-«намышница»
Длина — 108 см
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из неокрашенного льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди — прямой разрез, застежка в виде пуговицы и прорезной петли. Рукава длинные, со слитными поликами, широкие вверху и сужающиеся к запястьям. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На оплечьях («намышниках») и запястьях рукава украшены красным узором в технике вышивки «набор». Нижняя часть рубахи (стан) сшита из светло-серого холста.
Комплект состоит из рубахи-«намышницы» («мышницы»), набивного сарафана, пояса, повойника с налобником и кашемировой шали.
хоз. Дарья Нестеровна Беляева (Богданова) (около 1886 — около 1970) Начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Немнюжское
Шубейка
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Килецкая Длина — 55 см
Короткая зимняя верхняя женская одежда. Косоклиная, распашная. Сшита из полушелковой ткани — парчи голубого цвета с золотисто-бежевыми вьющимися ветками с бутонами и цветами. Застежка в виде металлических крючков и петель, рукава длинные, утеплены ватином. Подкладка из голубой хлопчатобумажной, ткани. Меховой воротник и меховая подкладка утрачены.
Праздничный женский костюм
Праздничный женский костюм
Состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и платка.
Рубаха. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Лудский посад, деревня Луда
( Длина — 101 см )
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красной в белую клетку пестряди. Воротник в виде невысокой стойки с двумя прорезными петлями, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, зауженные книзу, с прямыми плечевыми вставками - поилками, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Нижняя часть («становина») выполнена из четырех прямых полос домотканого льняного полотна. Подол украшен красной полоской браного ткачества с геометрическим узором в виде повторяющегося прямого креста и белым кружевом по краю, которое выполнено вышивкой «строчка» по разряженной ткани (местное название такой вышивки — «вязьба»).
Сарафан. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(Длина — 141 см)
Прямой, на кокетке, с цельнокроеными лямками и с круглым вырезом горловины. Сшит из пяти полотнищ красной домотканой пестряди в белую клетку. Верхний край собран в мелкую сборку под кокетку. Линия кокетки, вырез горловины и край подола окантованы черной атласной тканью. На подоле пришита декоративная горизонтальная вставка из пестряди, обшитая черным атласом.
Фартук хоз. Иванова Анастасия Ивановна (1900-1964.) Начало XX века.Архангельская губерния, Холмогорский уезд.
(Длина — 78 см)
Сшит из двух прямых полос красной домотканой пестряди в крупную белую клетку, верхняя часть присборена под неширокий пояс. Завязки из полосатой тесьмы. Подол украшен браным узором из повторяющихся желто-зеленых полос, составленных из столбиков и усеченных ромбов.
Пояс. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках («в кружках») из цветных хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Узор геометрический, в виде чередующихся красных и черно-синих прямоугольников. На концах — разноцветные помпоны.
Платок. Начало XX века. Владимирская губерния, Александровский уезд. Товарищество мануфактур Барановых
Ситцевый, красный, с многоцветным узором: в среднике — розетка, окруженная стилизованными листьями, на кайме — чередующиеся крестообразные геометрические фигуры и стилизованные листья. Местное название — «датский».
Состоит из платья и повойника. Обязательным атрибутом такого костюма являлся пояс, дополняла его «гарусная» шаль.
Платье. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Прямое, на кокетке. Сшито из ярко-желтой полушелковой ткани — атласа. Воротник в виде невысокой стойки. По центру груди — прямой разрез, застежка на металлические кнопки, петли и крючки. Кокетка украшена оборкой. Рукава длинные, втачные, широкие вверху и зауженные книзу. Подкладка из ситца.
Повойник. Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Женский головной убор в виде мягкой шапочки с круглым донцем и высоким очельем. Донце украшено золотным шитьем в прикреп и расшито бисером; узор в виде стилизованного цветка. Очелье выполнено из ярко-оранжевого сатина. На затылке пришиты завязки из хлопчатобумажной тесьмы. С изнанки очелье подшито льняным полотном, а донце — светлым ситцем.
Шаль . Конец XIX века
Из тонкой шерстяной ткани. На светлом фоне многоцветный узор: мелкие цветочки — в среднике и цветущие бутоны на вьющихся ветках — на кайме. По краям — кисти.
Основу костюма составляют рубаха, сарафан из домотканой пестряди и браный пояс. Завершает его ситцевый повойник, поверх которого повязывали платок.
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Церкогорская
Рубаха-«пестрядиница». Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красной пестряди в мелкую черно-белую клетку. Воротник из кумача, в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу и воздушную петлю, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Края рукавов обшиты кумачом. Нижняя часть рубахи («становина») — прямая, сшита из четырех полос льняного полотна.
Сарафан-«пестрядинник». Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит вручную из красной пестряди в крупную сине-белую клетку. Верхний край собран под обшивку из красной шерстяной тесьмы, лямки обшиты той же тесьмой. Край подола обшит бейкой из черной хлопчатобумажной ткани.
Состоит из рубахи и сарафана, сшитых из домотканой пестряди, и пояса. Завершал такой наряд ситцевый платок.
Первая четверть XX века.Архангельская губерния, Пинежский уезд, Ярушевская волость, деревня Летопала
хоз. Ксения Философна Митькина (1898-1976).Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Основу костюма составляют платье и широкий поясок-ремень. Завершали ансамбль шелковая шаль с кистями и повойник, поверх которого повязывали косынку-«кустышки». Традиционным украшением являлись янтарные бусы.
Праздничный костюм горожанки
Состоит из шелковой «пары» (кофты с юбкой) и головного убора, известного под названием «думка», поверх которого накидывали кружевную косынку или шарф.
Костюм-«пара». 1915 год. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Вознесенская волость, деревня Верхнее Рыболово
Состоит из кофты с юбкой, сшитых из шелковой ткани (репса) на хлопчатобумажной подкладке.
Кофта - «семишовка», двубортная, с воротником-стойкой. Спереди — прямая, а полочках от линии плеча заложены свободные складки. Спинка приталена за счет фигурных рельефов. Рукава втачные, длинные, вверху собраны в фалды, книзу заужены и обшиты кружевом. Грудь и воротник украшены гипюром, полы — кружевом.
Юбка широкая, со шлейфом. Сшита из восьми клиньев, вверху собрана в складки под неширокий пояс. Застежка в виде металлических петель и крючков расположена сзади.
"Думка", шарф, серьги
Женский головной убор в виде небольшой шапочки овальной формы. Сшит из шелковой тафты и укреплен на твердую основу. Украшен мелкими параллельными застроченными складками. Внизу пришита полоска ткани, переходящая в бантик-«кустышки».
Состоит из платья, повойника с «кустышками» и широкого шелкового пояска.
Платье .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Койнасская волость, деревня Едомская
Спереди — прямое, цельнокроеное. Спинка по линии талии — отрезная, ее верхняя часть — сшивная, с двумя фигурными рельефами. Сшито из болотно-зеленой полушелковой ткани — атласа. Воротник в виде невысокой стойки. Застежка расположена с левой стороны на плече и по боковому шву платья. Рукава втачные, длинные и узкие. Грудь украшена черным хлопчатобумажным кружевом, запястья рукавов и подол — белым. Подкладка из хлопчатобумажной ткани. Местное название — «сарафан».
Состоит из шелкового костюма-«пары», повойника, косынки - «кустышек» и шелкового платка. Обязательным атрибутом такого костюма являлся пояс.
Костюм-«пара». Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березническая (Верхнеберезническая)
Состоит из кофты с юбкой, сшитых из шелковой тафты сиреневого цвета.
Кофта фасона «казачок», с воротником в виде стойки. Застежка с левой стороны на металлические кнопки. Рукава втачные, длинные, широкие у плеча и зауженные книзу. Передняя часть и нижние края рукавов украшены кружевом белого цвета. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Юбка широкая, сшита из шести прямых полос ткани, вверху собрана в сборки под пояс-планку. Подол украшен широким белым кружевом, нижний край подола окантован розовой тесьмой. Подкладка из клетчатого ситца.
Состоит из шелкового костюма-«пары», повойника и косынки-«кустышек».
Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Лешуконская волость
Состоит из цветного платья и шелковой ленты-пояса. Дополняла наряд шелковая шаль.
Первая треть XX века. Архангельская область, Лешуконский район, Юромский сельский совет, деревня Палужская
Состоит из костюма (кофты с юбкой), головного убора «сколка» и кружевной косынки, которую накидывали поверх головного убора.
«Сколок».Начало XX века. Архангельская губерния, Холмогорский уезд, деревня Погост Женский головной убор в виде небольшой овальной шапочки на жесткой основе. Сшит из шелковой темно-вишневой тафты. Спереди нашита узкая горизонтальная полоска ткани, имитирующая «кустышки». Подкладка из миткаля.
Праздничный женский покосный костюм
Состоит из «покосной» рубахи, пояса и головного платка.
Рубаха .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегорская
Поступила в 1978 году. Экспедиция музея в Лешуконский район, деревню Целегору (И.Д. Козырева)
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красного в желтую крапинку ситца. Воротник в виде невысокой стоечки с застежкой на пуговицу и прорезную петлю, по центру груди — прямой разрез. Рукава длиною до локтей, широкие, внизу собраны в оборки. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы из цветного ситца. Нижняя часть (стан) выполнена из домотканой набивной ткани темно-синего цвета с белым геометрическим узором, состоящим из волнистых вертикальных линий, шестиконечных розеток и горизонтальных полос. Подол украшен каймой из розеток в виде цветков и ромбами.
Пояс. хоз. Пелагея Михайловна Авдушева (1897-?). Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегооская
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках (в «кружках») из цветных шерстяных ниток. Узор геометрический, в виде крестообразных фигур. На концах — кисти.
Платок. Конец XIX — начало XX века. Владимирская губерния, Александровский уезд. Товарищество мануфактур Барановых
Праздничный девичий покосный костюм
Основу костюма составляют нижняя рубаха и сарафан. Поверх рубахи и сарафана надевали короткую прямую распашную одежду — «кабатуху». Сарафан подпоясывали пояском.
Просвирякова Хавронья (? - около 1930). Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость, село Чакольское
«Кабатуха»Женская нагрудная распашная одежда, сшита вручную из отбеленного льняного полотна. Воротник из кумача, в виде невысокой стоечки. Рукава прямые, под мышками вшиты вставки-ластовицы из кумача. На запястьях — геометрический узор в виде ромбов и решетчатых полуромбов с лучами. Нижний край украшен полосой браного ткачества с орнаментом из чередующихся косых крестов и решетчатых ромбов.
Свадебный костюм
Основу костюма составляет свадебная обрядовая рубаха «исцелиница», поверх которой надевали ярко-красный суконный косоклинный сарафан - «пониток». В комплект также входили девичья ситцевая или обшитая позументом повязка и повойник.
На Пинежье свадьба состояла из системы обрядов, которые начинались с момента «просватания» или «сватовства» невесты и заканчивались только после венчания. Во время этих обрядов невеста появлялась в разных нарядах, каждый из которых имел свое определенное назначение. Описываемый наряд использовался в обряде «обкручивания», когда с невесты снимали девичью повязку и надевали на нее женский головной убор — повойник. Обычно этот обряд совершали сразу же после венчания в притворе церкви, или в доме жениха. В некоторых деревнях такой наряд надевали на следующий день после венчания, когда гости собирались в доме молодых на «княжий стол» («красный стол», «почетный стол», «большой стол»).
По некоторым устным сведениям рубаху-«исцелиницу» надевали под сарафан во время «смотрин», а на второй день после венчания ее меняли на рубаху-«коклюшницу».
В комплект обязательно входил пояс, который завязывали на рубаху под сарафан.
Середина XIX — конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость
хоз. Мария Алексеевна Дороняя (1 884-1949)
Рубаха-«исцелиница»
Длина — 90 см
Цельнокроеная, сшита вручную из льняного полотна, состоит из двух прямых полотнищ и четырех скошенных боковых клиньев. Воротник из хлопчатобумажной ткани, в виде невысокой стоечки, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, с прямыми вставками-поликами на плечах. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Рукава на запястьях украшены вышитым узором, состоящим из полуромбов (в технике «перевить» по разряженной ткани). К нижнему краю рукавов пришито белое, плетеное на коклюшках кружево с геометрическим орнаментом в виде решетчатых ромбов. Подол украшен узкой полосой браного узора, основной мотив которого — ромбы.
Рубаха - «коклюшница»
Длина — 98 см
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из тонкого белого льняного полотна. Вырез горловины собран в мелкую сборку и обшит хлопчатобумажной тесьмой. По центру груди — прямой разрез, края которого обшиты вручную и украшены вышивкой-строчкой. Разрез фиксируют две завязки. Рукава длинные, со слитными поликами, пришитыми по основе ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На запястьях — геометрический узор в виде зигзагообразных «полусвастик», вышитый «строчкой» по разряженной ткани (его символическое значение связано с темой брака). К нижнему краю пришито плетеное узорное кружево.
Нижняя часть рубахи (стан, «становина») сшита из грубой льняной ткани. Подол украшен красным браным узором из чередующихся полуромбов и полуромбов «с отростками».
Сарафан-«пониток»
Длина — 117 см
Косоклинный, сшит вручную из пяти полотнищ домотканого сукна ярко-красного цвета и четырех боковых клиньев. Лямки выкроены из заднего полотнища спинки вместе с невысокой фигурной планкой, которая продублирована с изнанки холстом. Спереди два полотна сшивные, сверху на груди оставлен небольшой разрез, который, так же как и верхний край сарафана и лямки, обшит по краю плетеным разноцветным шерстяным шнурком. Подол подшит вручную и окантован синим шерстяным шнурком.
Повойник с «кустиками»
Женский головной убор в виде мягкой шапочки с круглым донцем и невысоким очельем. Сшит из ярко-красной полушелковой ткани атласа. Очелье украшено спереди красной шелковой лентой, оформленной в виде бантика с торчащими верх ушками. На затылке — застежка в виде металлического крючка и петельки. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Костюм невесты
Состоит из рубахи «исцелинницы» и сарафана-«синяка». Головной убор менялся в зависимости от совершавшегося свадебного обряда. На «девичник» невеста появлялась в таком наряде без головного убора — простоволосой. В некоторых волостях Пинежского уезда в подобном костюме и в ситцевой повязке невеста выходила на «смотрины», а к венцу ее везли либо в повязке, либо покрытую шалью. Во время обряда «обкручивания», то есть сразу после венчания, на голову девушки надевали женский головной убор — повойник.
хоз. Мария Михайловна Баландина (1869—1962). конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Кеврольская
Рубаха - «исцелинница»
Длина — 96 см
Цельнокроеная, сшита вручную из льняного полотна, состоит из двух прямых полотнищ и четырех боковых клиньев. Воротник из хлопчатобумажной ткани, в виде невысокой стоечки. По центру груди — прямой разрез, края которого украшены строчевой вышивкой «перевить» по разряженной ткани. Рукава длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Рукава на запястьях украшены вышитым узором, состоящим из полуромбов (также исполненным в технике «перевить»), К краям рукавов пришито белое, плетеное на коклюшках кружево с геометрическим орнаментом в виде решетчатых ромбов. Подол украшен узкой полосой геометрического узора, основной мотив которого — ромбы.
Сарафан-«синяк»
Длина — 125 см
Косоклинный, сшит вручную из домотканого льняного полотна, окрашенного в темно-синий цвет. Лямки выкроены вместе с невысокой планкой из заднего полотнища ткани. Спереди — имитация застежки в виде двух вертикально нашитых полушелковых лент, металлических пуговиц и воздушных петель из плетеного шерстяного шнурка. Подол подшит плотной льняной тесьмой. Подкладка из льняного полотна.
Свадебная мужская рубаха
1909 год. Архангельская губерния, Пинежский уезд
Длина — 26,5 см
Прямая, сшита из шелковой тафты. Воротник в виде стойки, застежка на левой стороне. По центру груди пришита планка с узором в виде цветущего древа с птицами, выполненная вышивкой «простой крест». Слева от планки — небольшой карман с вышитой надписью: «1909 года. Г. Т.». Рукава втачные, длинные и широкие, с манжетами. Воротник рубахи и манжеты украшены вышитым узором. Узор на воротнике — растительный, в виде цветущей вьющейся ветки, на манжетах — геометрический, в виде ромбов с квадратами и крестами внутри. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Женский обрядово-ритуальный костюм для лова рыбы.
Состоит из «рубахи-рыболовки», пояса и платка. Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское
Костюм "повязочницы"
Основу костюма оставляет праздничная короткая рубаха (полурубашье) и прямой шелковый сарафан на узких пришивных лямках. В костюм «повязочницы» (то есть девушки, у которой была повязка) входили также повязка, коротена, два или три (это зависело от местных традиций) шелковых наплечных платка. Костюм дополняли шейные и нагрудные украшения: «ожерелок с перлышком», янтарные бусы и цепи с наперсным крестом, а также серебряные браслеты, серьги и кольца.
Когда девушка-«повязочница» выходила в таком наряде на молодежные гулянья («метища»), на левой руке она обязательно держала шелковую «рипсовую» шаль.
Повседневный девичий костюм
Девичья
Состоит из «рукавов», ситцевого сарафана и пояса.Начало XX века Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость, село Чакольское
Сарафан «аглицкий»
Длина — 109,5 см. Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из пяти полос красного ситца с многоцветным печатным узором. Верхний край собран в защипы и окантован зеленой тесьмой. Подол украшен узкой шелковой тесьмой ярко-синего цвета, край подшит красным ситцем.
Замужней женщины
Состоит из короткой рубахи (полурубашья), ситцевого сарафана и пояса. хоз. Ксения Философовна Митькина (1896-1975)
Полурубашье. .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
(Длина — 61 см )
Короткая составная рубаха. Верхняя часть («рукава») сшита из белого миткаля. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди прямой разрез, застежка на пуговицу и прорезную петлю. Рукава длиной до локтей, широкие, заканчиваются оборкой, края которой украшены кружевом. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На воротнике-стойке и на оборках рукавов вышит красно-черный геометрический узор (техника вышивки «простой крест»). Короткая нижняя часть («станушка») сшита из белой хлопчатобумажной ткани.
Сарафан. Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
(Длина — 115 см) Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из пяти полос красного ситца с желтым растительным узором. Верхний край собран в мелкую сборку и окантован бело-розовой тесьмой. Подол украшен полоской черного хлопчатобумажного кружева. С изнаночной стороны подол подшит серым ситцем.
Пояс.
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках (в «кружках») из цветных шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Узор геометрический. На концах — кисти.
Состоит из рубахи-«намышницы», пестрядиного сарафана и пояса. Завершал костюм повойник, поверх которого повязывали ситцевый платок
Черноусова Александра Егоровна (около 1879 — около 1944). Конец XIX — начало XX века. Архангелькая губерния, Пинежский уезд, Сурско-Сергиевская волость, село Сульцы
Состоит из рубахи-«камышницы», набивного сарафана, пояса, повойника и шелкового платка, который укладывали на плечи.
Вдовина Ефимия Васильевна (около 1879 — около 1961). Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Карпогорское
Одежда пожилой женщины
Состоит из полурубашья, сарафана-«широкоплечника» И пояса «со словами». На голову пожилые женщины надевали головной убор «сороку» , которую покрывали темной шалью или платком. Полурубашье—новодел, сшито из хлопчатобумажной ткани, реконструкция по аналогиям из собрания музея.
Сарафан-«широкоплечник» (старообрядческий)
Анна Ивановна Елисеева (1878—1965) Начало XX века. Архангельская губерния, Онежский уезд
Косоклинный, сшит на швейной машинке из черной хлопчатобумажной ткани — сатина. Лямки выкроены из цельных полотнищ переда и спинки, плечевой шов смещен на спинку. Передняя часть состоит из одной полосы ткани, спинка составная, сшита из пяти скошенных продольных полос. Вырез горловины круглый, обшит бейкой. На груди по центру до линии талии пришиты десять ажурных металлических пуговиц и лиловая тесьма, имитирующие застежку. Вверху с изнаночной стороны подшита подкладка из светлого хлопчатобумажного полотна, Подол подшит черным сатином.
Пояс «со словами» Выполнен вручную в технике браного ткачества из мишурных, шелковых и льняных ниток. На серебристом фоне текст: «СЕИ ПОЯСОКЪ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ДАРЮ ВЗНАКЪ ЛЮБВИ И ЧЕСТИ ОПОЯШЪ ТЫ ИМЪ СЕБЯ НЕЗАБЫВАИ МЕНЯ НЕКОГДА ПОМНИ ТОГО КТО ДАРИЛЪ ТЕБЕ ЕГО». На концах — кисти.
"Сорока" Составной женский головной убор «с ушками». Сшит из трех деталей: очелья, боковых завязок-«крыльев» и затылочной части. Налобная часть (очелье) выкроена вместе с боковыми деталями («наушниками») и украшена золотным шитьем, бусинами и бисером; узор геометрический и растительный в виде розетки с отростками и стилизованными цветами. Верхняя (затылочная) часть выполнена из шелковой ткани, завязки-«крылья» — из красной хлопчатобумажной пестряди. Подкладка из льняного полотна.
Городской
Состоит из ситцевой рубахи, «тканевого» сарафана, пояса и шелкового платка.
Августа Павловна Яковлева (1885—1963). Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость
Рубаха Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из белого ситца в мелкий цветочек. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные и широкие, собранные внизу под манжеты. На плечах — прямые вставки-полики, пришитые по уточной нити ткани. Под мышками вшиты вставки-ластовицы. Нижняя часть рубахи (стан) сшита из грубого льняного полотна.
Сарафан «тканевый». Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из розовой полушерстяной ткани. Верхний край собран в мелкие сборки и окантован, как и лямки, розовой шелковой тесьмой. Подол украшен тремя полосками светлого фабричного кружева. Нижний край обшит красной полушерстяной тесьмой.
1930-е годы. Архангельская область, Пинежский район, деревня Киглахта
Состоит из сарафана, кофты и пояса, сшитых из голубого сатина. Костюм носили в праздники с шелковой шалью
Состоит из суконной шубки, меховой зимней шапки, сарафана, нескольких рубах, нижних юбок и шерстяных чулок. Кроме того, в комплект входили одна или несколько шалей, шелковые ярко-красные платки, шейные и нагрудные украшения.
XIX век. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Покшеньгская.
Шубка Длина — 106 см
Праздничная верхняя женская одежда в виде приталенного полупальто, сшитая из черного сукна на подкладке из меха белой овцы. Двубортная, с невысоким воротником-стоечкой. Застежка в виде металлических петель и крючков. Рукава втачные, узкие, на манжетах из коричневого искусственного меха. По линии талии — отрезная, верхняя часть спинки приталена за счет двух овальных рельефов, плечевые швы смещены на спинку. Нижняя часть шубки сшита в виде расклешенной юбки, спереди два накладных кармана, отороченных мехом.
«Шапочка». Зимний девичий головной убор в виде массивной шапки полукруглой формы. Налобные и боковые части выполнены из меха, образующего широкий валик, затылочная часть — плоская, сшита из грубого льняного полотна и украшена золотным шитьем в прикреп. Узор шитья растительный, в виде крупных стилизованных цветов и бутонов. Затылочная часть по низу оторочена мехом. С боковых сторон пришиты тесемки-завязки.
Чулки Длина — 43 см. Связаны на спицах: голенища — из цветных шерстяных ниток, носок — из овечьей пряжи домашней выработки.
«Кружки». Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд
Поступили в 1984 году из Лешуконского района
Приспособление для ткачества поясов в виде 20 квадратных дощечек с небольшими отверстиями по краям.
«Бердышко» Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния
1 9,5 х 18 см; уток — 1 9 х 2,5 см.
Поступило в 1977 году из деревни Кучкас Пинежского района
Станок для ткачества поясов в виде прямоугольной дощечки, разделенной щелевидными отверстиями на тонкие планки. В середине каждой планки просверлены круглые отверстия. Уток — фигурная деревянная дощечка, на которую наматывали уточную нить.
из собрания Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера"
Праздничный девичий костюм
Состоит из нагрудной одежды, известной под названием «рукава», косоклинного распашного сарафана-«штофника», парчовой коротены-«полушубочка», высокой девичьей повязки, «заборошника» (шейного украшения, характерного только для Летнего берега Поморья), «кусточка» (девичьего украшения на косу) и нескольких рядов крупных янтарных бус. Необходимыми атрибутами такого наряда были также ювелирные изделия: жемчужные серьги, серебряные браслеты и кольца.
«Рукава». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Нагрудная женская одежда в виде короткой рубахи без стана. Сшита из белой тонкой покупной хлопчатобумажной ткани. Вырез горловины круглый, собран под воротник в виде невысокой стоечки. По центру груди — прямой разрез. Рукава широкие и длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани, на запястьях собраны в мелкие складки-прищепы, края оформлены в мягкие оборки.
Сарафан-«штофник». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 131 см )
Косоклинный, распашной, застежка в виде воздушных петель и 32 ажурных металлических пуговиц. Сшит вручную из малиновой шелковой ткани — штофа. Лямки выкроены из заднего полотнища спинки вместе с невысокой фигурной планкой. Верх спинки и переда, а также распашные части сарафана по краям обшиты позументом. Подкладка из льняного полотна.
Коротена-«полушубочек». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 59 см _
Верхняя косоклинная распашная нагрудная одежда на лямках. Сшита вручную из мишурной парчи золотистого цвета. Застежка в виде металлических петель и крючков. Лямки, верхняя часть и полы обшиты позументом. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Повязка . XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
( 57 х 24 см, ленты-завязки — 20 см )
Девичий головной убор. Сшит из двух частей: верхняя часть выполнена из широкой парчовой мишурной тесьмы — позумента, нижняя, налобная (очелье) — выложена серебристой фольгой и расшита половинчатым жемчугом, бисером и стеклянными бусами, образующими орнамент из пяти круглых розеток. Нижний край украшен ажурной жемчужно-бисерной поднизью из пяти круглых фестонов. Ленты-завязки выполнены из малинового штофа, позумента и мишурной тесьмы с бахромой. Повязка укреплена на плотной основе из нескольких слоев бумаги и с изнаночной стороны подшита хлопчатобумажной тканью.
«Заборошник» . XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Ширина — 6 см )
Шейное девичье украшение в виде подковообразного воротничка. Выполнен из льняного холста, украшен жемчугом и бисером в технике саженья по бели (поверх настила из белых толстых льняных ниток) и пятью декоративными розетками из цветных стекол в металлических оправах. Завязки из хлопчатобумажной тесьмы.
«Кусточек». XIX век. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(27 x 19 см )
Девичье украшение в виде плоского банта на твердой основе, расшитого золотным шитьем в прикреп. Укреплялось на тесьму, вплетавшуюся в косу между прядями волос. Вверху — петля, к которой привязывали тесьму. Узор растительный, в виде распустившихся бутонов и розетки. С изнаночной стороны подшиты льняной набивной тканью.
Состоит из «рукавов», штофной юбки, коротены-«полушубочка» и повязки. Дополнениями к костюму являлись шейное украшение «заборошник», янтарные бусы и жемчужные серьги.
Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад
Состоит из «рукавов», косоклинного сарафана-«камлотника» и головного убора — повязки. В комплект с повязкой входила короткая верхняя женская одежда коротена (местное название «душегрея»).
хоз. Анна Афанасьевна Назарова (1890-1939).Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегорская
Состоит из сарафана, коротены, девичьей повязки, кокошника, янтарных бус и жемчужных сережек, которые принадлежали Марии Афанасьевне Скиревой (около 1840 — около 1920) из деревни Прилук, Холмогорского уезда. «Рукава»-новодел, реконструкция по аналогиям из собрания музея.
Праздничный костюм молодой женщины
Состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и пояса.
Рубаха. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 110 см )
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красно-белой пестряди в мелкую клетку. Вырез горловины полукруглый, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные и узкие, с плечевыми вставками - поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Нижняя часть (стан) сшита из льняного холста, край подола украшен вышивкой «строчка».
Сарафан-«бумажник». Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
(Длина — 127 см )
Прямой, на кокетке, с цельнокроеными лямками и с круглым вырезом горловины. Сшит вручную из пяти полос красной хлопчатобумажной домотканой Пестряди в черную клетку. Линия кокетки украшена желтой оборкой. Подол подшит черным сатином.
Фартук. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(105 x 80 см )
Сшит из двух прямых полос домотканой пестряди, вверху собран под планку-пояс. Подол украшен браным узором из цветных шерстяных ниток и черным хлопчатобумажным кружевом.
Пояс. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(155 х 2,8 см )
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках («в кружках») из цветных шерстяных и льняных ниток. На концах пришиты кисти.
Основу костюма составляют «рукава» и косоклинный распашной сарафан. Одним из самых примечательных его элементов является редкий головной убор кокошник-сборник. Подобные кокошники сохранились на Поморье еще с кон XVIII века. В комплект с кокошником обязательно входила парчевая коротена (местное название «полушубочек»). Дополняли наряд шейные и нагрудные украшения
Кокошник-сборник. XVIII век — конец XIX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, деревня Лопшеньга
Головной убор молодой женщины. Сшит из двух частей: массивная верхняя часть круглой формы укреплена на твердую основу и полностью украшена золотным шитьем. Нижняя, налобная часть (очелье) расшита бисером; узор в виде пяти круглых розеток, в центре которых расположены крупные жемчужины (половинчатый жемчуг). Край очелья завершен ажурной бисерной поднизью в виде пяти полукруглых фестонов. Подкладка из шелковой ткани.
Состоит из домотканой льняной рубахи, набивного сарафана, пояска с кистями, повойника, косынки, которую повязывали по очелью повойника в виде «кустышек». На плечи накидывали хлопчатобумажную шаль.
хоз. Параскева Семеновна Кокуткина (1877-1949). Конец XIX века.Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Шиляевская
Повойник
«Кустышки». Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Килецкая
Косынка из шелковой желто-зеленой тафты (в основе ткани — зеленые нити, в утке — желтые).
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Состоит из полурубашья, юбки, коротены - «душегреи», повойника и платка - «кустышек». Платок складывали по диагонали в виде полосы и повязывали по очелью повойника, концы завязывали спереди «кустом». Дополняли наряд шейное украшение и «рипсовая» шаль.
хоз. Мария Дмитриевна Федькушева (1879-1973).Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Защельская
Основу костюма составляет ярко-красное платье, линия талии которого подчеркнута широким поясом (пояс-новодел, сшит из шелковой ткани красного цвета и украшен фабричным кружевом, реконструкция по аналогиям). Дополнением является шелковая шаль с кистями (местное название — «рипсовая»), которую накидывали на плечи. Завершал наряд парчовый повойник с платком-«кустышками».
Состоит из рубахи-«намышницы» и набивного сарафана. Пояс поверх такого сарафана не надевали, его повязывали на рубашку под сарафан. Завершали наряд повойник и платок-«полумерок»
хоз. Иринья Ивановна Яковлева (Бурачкина) (1852-1942) Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Ярушевская волость, село Веркольское
Рубаха-«намышница»
Длина — 108 см
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из неокрашенного льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди — прямой разрез, застежка в виде пуговицы и прорезной петли. Рукава длинные, со слитными поликами, широкие вверху и сужающиеся к запястьям. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На оплечьях («намышниках») и запястьях рукава украшены красным узором в технике вышивки «набор». Нижняя часть рубахи (стан) сшита из светло-серого холста.
Комплект состоит из рубахи-«намышницы» («мышницы»), набивного сарафана, пояса, повойника с налобником и кашемировой шали.
хоз. Дарья Нестеровна Беляева (Богданова) (около 1886 — около 1970) Начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Немнюжское
Шубейка
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Килецкая Длина — 55 см
Короткая зимняя верхняя женская одежда. Косоклиная, распашная. Сшита из полушелковой ткани — парчи голубого цвета с золотисто-бежевыми вьющимися ветками с бутонами и цветами. Застежка в виде металлических крючков и петель, рукава длинные, утеплены ватином. Подкладка из голубой хлопчатобумажной, ткани. Меховой воротник и меховая подкладка утрачены.
Праздничный женский костюм
Праздничный женский костюм
Состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и платка.
Рубаха. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Лудский посад, деревня Луда
( Длина — 101 см )
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красной в белую клетку пестряди. Воротник в виде невысокой стойки с двумя прорезными петлями, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, зауженные книзу, с прямыми плечевыми вставками - поилками, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Нижняя часть («становина») выполнена из четырех прямых полос домотканого льняного полотна. Подол украшен красной полоской браного ткачества с геометрическим узором в виде повторяющегося прямого креста и белым кружевом по краю, которое выполнено вышивкой «строчка» по разряженной ткани (местное название такой вышивки — «вязьба»).
Сарафан. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд
(Длина — 141 см)
Прямой, на кокетке, с цельнокроеными лямками и с круглым вырезом горловины. Сшит из пяти полотнищ красной домотканой пестряди в белую клетку. Верхний край собран в мелкую сборку под кокетку. Линия кокетки, вырез горловины и край подола окантованы черной атласной тканью. На подоле пришита декоративная горизонтальная вставка из пестряди, обшитая черным атласом.
Фартук хоз. Иванова Анастасия Ивановна (1900-1964.) Начало XX века.Архангельская губерния, Холмогорский уезд.
(Длина — 78 см)
Сшит из двух прямых полос красной домотканой пестряди в крупную белую клетку, верхняя часть присборена под неширокий пояс. Завязки из полосатой тесьмы. Подол украшен браным узором из повторяющихся желто-зеленых полос, составленных из столбиков и усеченных ромбов.
Пояс. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках («в кружках») из цветных хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Узор геометрический, в виде чередующихся красных и черно-синих прямоугольников. На концах — разноцветные помпоны.
Платок. Начало XX века. Владимирская губерния, Александровский уезд. Товарищество мануфактур Барановых
Ситцевый, красный, с многоцветным узором: в среднике — розетка, окруженная стилизованными листьями, на кайме — чередующиеся крестообразные геометрические фигуры и стилизованные листья. Местное название — «датский».
Состоит из платья и повойника. Обязательным атрибутом такого костюма являлся пояс, дополняла его «гарусная» шаль.
Платье. Начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Прямое, на кокетке. Сшито из ярко-желтой полушелковой ткани — атласа. Воротник в виде невысокой стойки. По центру груди — прямой разрез, застежка на металлические кнопки, петли и крючки. Кокетка украшена оборкой. Рукава длинные, втачные, широкие вверху и зауженные книзу. Подкладка из ситца.
Повойник. Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Унский посад, деревня Уна
Женский головной убор в виде мягкой шапочки с круглым донцем и высоким очельем. Донце украшено золотным шитьем в прикреп и расшито бисером; узор в виде стилизованного цветка. Очелье выполнено из ярко-оранжевого сатина. На затылке пришиты завязки из хлопчатобумажной тесьмы. С изнанки очелье подшито льняным полотном, а донце — светлым ситцем.
Шаль . Конец XIX века
Из тонкой шерстяной ткани. На светлом фоне многоцветный узор: мелкие цветочки — в среднике и цветущие бутоны на вьющихся ветках — на кайме. По краям — кисти.
Основу костюма составляют рубаха, сарафан из домотканой пестряди и браный пояс. Завершает его ситцевый повойник, поверх которого повязывали платок.
Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Церкогорская
Рубаха-«пестрядиница». Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красной пестряди в мелкую черно-белую клетку. Воротник из кумача, в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу и воздушную петлю, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Края рукавов обшиты кумачом. Нижняя часть рубахи («становина») — прямая, сшита из четырех полос льняного полотна.
Сарафан-«пестрядинник». Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит вручную из красной пестряди в крупную сине-белую клетку. Верхний край собран под обшивку из красной шерстяной тесьмы, лямки обшиты той же тесьмой. Край подола обшит бейкой из черной хлопчатобумажной ткани.
Состоит из рубахи и сарафана, сшитых из домотканой пестряди, и пояса. Завершал такой наряд ситцевый платок.
Первая четверть XX века.Архангельская губерния, Пинежский уезд, Ярушевская волость, деревня Летопала
хоз. Ксения Философна Митькина (1898-1976).Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Основу костюма составляют платье и широкий поясок-ремень. Завершали ансамбль шелковая шаль с кистями и повойник, поверх которого повязывали косынку-«кустышки». Традиционным украшением являлись янтарные бусы.
Праздничный костюм горожанки
Состоит из шелковой «пары» (кофты с юбкой) и головного убора, известного под названием «думка», поверх которого накидывали кружевную косынку или шарф.
Костюм-«пара». 1915 год. Архангельская губерния, Архангельский уезд, Вознесенская волость, деревня Верхнее Рыболово
Состоит из кофты с юбкой, сшитых из шелковой ткани (репса) на хлопчатобумажной подкладке.
Кофта - «семишовка», двубортная, с воротником-стойкой. Спереди — прямая, а полочках от линии плеча заложены свободные складки. Спинка приталена за счет фигурных рельефов. Рукава втачные, длинные, вверху собраны в фалды, книзу заужены и обшиты кружевом. Грудь и воротник украшены гипюром, полы — кружевом.
Юбка широкая, со шлейфом. Сшита из восьми клиньев, вверху собрана в складки под неширокий пояс. Застежка в виде металлических петель и крючков расположена сзади.
"Думка", шарф, серьги
Женский головной убор в виде небольшой шапочки овальной формы. Сшит из шелковой тафты и укреплен на твердую основу. Украшен мелкими параллельными застроченными складками. Внизу пришита полоска ткани, переходящая в бантик-«кустышки».
Состоит из платья, повойника с «кустышками» и широкого шелкового пояска.
Платье .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Койнасская волость, деревня Едомская
Спереди — прямое, цельнокроеное. Спинка по линии талии — отрезная, ее верхняя часть — сшивная, с двумя фигурными рельефами. Сшито из болотно-зеленой полушелковой ткани — атласа. Воротник в виде невысокой стойки. Застежка расположена с левой стороны на плече и по боковому шву платья. Рукава втачные, длинные и узкие. Грудь украшена черным хлопчатобумажным кружевом, запястья рукавов и подол — белым. Подкладка из хлопчатобумажной ткани. Местное название — «сарафан».
Состоит из шелкового костюма-«пары», повойника, косынки - «кустышек» и шелкового платка. Обязательным атрибутом такого костюма являлся пояс.
Костюм-«пара». Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березническая (Верхнеберезническая)
Состоит из кофты с юбкой, сшитых из шелковой тафты сиреневого цвета.
Кофта фасона «казачок», с воротником в виде стойки. Застежка с левой стороны на металлические кнопки. Рукава втачные, длинные, широкие у плеча и зауженные книзу. Передняя часть и нижние края рукавов украшены кружевом белого цвета. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Юбка широкая, сшита из шести прямых полос ткани, вверху собрана в сборки под пояс-планку. Подол украшен широким белым кружевом, нижний край подола окантован розовой тесьмой. Подкладка из клетчатого ситца.
Состоит из шелкового костюма-«пары», повойника и косынки-«кустышек».
Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Лешуконская волость
Состоит из цветного платья и шелковой ленты-пояса. Дополняла наряд шелковая шаль.
Первая треть XX века. Архангельская область, Лешуконский район, Юромский сельский совет, деревня Палужская
Состоит из костюма (кофты с юбкой), головного убора «сколка» и кружевной косынки, которую накидывали поверх головного убора.
«Сколок».Начало XX века. Архангельская губерния, Холмогорский уезд, деревня Погост Женский головной убор в виде небольшой овальной шапочки на жесткой основе. Сшит из шелковой темно-вишневой тафты. Спереди нашита узкая горизонтальная полоска ткани, имитирующая «кустышки». Подкладка из миткаля.
Праздничный женский покосный костюм
Состоит из «покосной» рубахи, пояса и головного платка.
Рубаха .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегорская
Поступила в 1978 году. Экспедиция музея в Лешуконский район, деревню Целегору (И.Д. Козырева)
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из красного в желтую крапинку ситца. Воротник в виде невысокой стоечки с застежкой на пуговицу и прорезную петлю, по центру груди — прямой разрез. Рукава длиною до локтей, широкие, внизу собраны в оборки. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы из цветного ситца. Нижняя часть (стан) выполнена из домотканой набивной ткани темно-синего цвета с белым геометрическим узором, состоящим из волнистых вертикальных линий, шестиконечных розеток и горизонтальных полос. Подол украшен каймой из розеток в виде цветков и ромбами.
Пояс. хоз. Пелагея Михайловна Авдушева (1897-?). Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Целегооская
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках (в «кружках») из цветных шерстяных ниток. Узор геометрический, в виде крестообразных фигур. На концах — кисти.
Платок. Конец XIX — начало XX века. Владимирская губерния, Александровский уезд. Товарищество мануфактур Барановых
Праздничный девичий покосный костюм
Основу костюма составляют нижняя рубаха и сарафан. Поверх рубахи и сарафана надевали короткую прямую распашную одежду — «кабатуху». Сарафан подпоясывали пояском.
Просвирякова Хавронья (? - около 1930). Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость, село Чакольское
«Кабатуха»Женская нагрудная распашная одежда, сшита вручную из отбеленного льняного полотна. Воротник из кумача, в виде невысокой стоечки. Рукава прямые, под мышками вшиты вставки-ластовицы из кумача. На запястьях — геометрический узор в виде ромбов и решетчатых полуромбов с лучами. Нижний край украшен полосой браного ткачества с орнаментом из чередующихся косых крестов и решетчатых ромбов.
Свадебный костюм
Основу костюма составляет свадебная обрядовая рубаха «исцелиница», поверх которой надевали ярко-красный суконный косоклинный сарафан - «пониток». В комплект также входили девичья ситцевая или обшитая позументом повязка и повойник.
На Пинежье свадьба состояла из системы обрядов, которые начинались с момента «просватания» или «сватовства» невесты и заканчивались только после венчания. Во время этих обрядов невеста появлялась в разных нарядах, каждый из которых имел свое определенное назначение. Описываемый наряд использовался в обряде «обкручивания», когда с невесты снимали девичью повязку и надевали на нее женский головной убор — повойник. Обычно этот обряд совершали сразу же после венчания в притворе церкви, или в доме жениха. В некоторых деревнях такой наряд надевали на следующий день после венчания, когда гости собирались в доме молодых на «княжий стол» («красный стол», «почетный стол», «большой стол»).
По некоторым устным сведениям рубаху-«исцелиницу» надевали под сарафан во время «смотрин», а на второй день после венчания ее меняли на рубаху-«коклюшницу».
В комплект обязательно входил пояс, который завязывали на рубаху под сарафан.
Середина XIX — конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость
хоз. Мария Алексеевна Дороняя (1 884-1949)
Рубаха-«исцелиница»
Длина — 90 см
Цельнокроеная, сшита вручную из льняного полотна, состоит из двух прямых полотнищ и четырех скошенных боковых клиньев. Воротник из хлопчатобумажной ткани, в виде невысокой стоечки, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные, с прямыми вставками-поликами на плечах. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Рукава на запястьях украшены вышитым узором, состоящим из полуромбов (в технике «перевить» по разряженной ткани). К нижнему краю рукавов пришито белое, плетеное на коклюшках кружево с геометрическим орнаментом в виде решетчатых ромбов. Подол украшен узкой полосой браного узора, основной мотив которого — ромбы.
Рубаха - «коклюшница»
Длина — 98 см
Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из тонкого белого льняного полотна. Вырез горловины собран в мелкую сборку и обшит хлопчатобумажной тесьмой. По центру груди — прямой разрез, края которого обшиты вручную и украшены вышивкой-строчкой. Разрез фиксируют две завязки. Рукава длинные, со слитными поликами, пришитыми по основе ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На запястьях — геометрический узор в виде зигзагообразных «полусвастик», вышитый «строчкой» по разряженной ткани (его символическое значение связано с темой брака). К нижнему краю пришито плетеное узорное кружево.
Нижняя часть рубахи (стан, «становина») сшита из грубой льняной ткани. Подол украшен красным браным узором из чередующихся полуромбов и полуромбов «с отростками».
Сарафан-«пониток»
Длина — 117 см
Косоклинный, сшит вручную из пяти полотнищ домотканого сукна ярко-красного цвета и четырех боковых клиньев. Лямки выкроены из заднего полотнища спинки вместе с невысокой фигурной планкой, которая продублирована с изнанки холстом. Спереди два полотна сшивные, сверху на груди оставлен небольшой разрез, который, так же как и верхний край сарафана и лямки, обшит по краю плетеным разноцветным шерстяным шнурком. Подол подшит вручную и окантован синим шерстяным шнурком.
Повойник с «кустиками»
Женский головной убор в виде мягкой шапочки с круглым донцем и невысоким очельем. Сшит из ярко-красной полушелковой ткани атласа. Очелье украшено спереди красной шелковой лентой, оформленной в виде бантика с торчащими верх ушками. На затылке — застежка в виде металлического крючка и петельки. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Костюм невесты
Состоит из рубахи «исцелинницы» и сарафана-«синяка». Головной убор менялся в зависимости от совершавшегося свадебного обряда. На «девичник» невеста появлялась в таком наряде без головного убора — простоволосой. В некоторых волостях Пинежского уезда в подобном костюме и в ситцевой повязке невеста выходила на «смотрины», а к венцу ее везли либо в повязке, либо покрытую шалью. Во время обряда «обкручивания», то есть сразу после венчания, на голову девушки надевали женский головной убор — повойник.
хоз. Мария Михайловна Баландина (1869—1962). конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Кеврольская
Рубаха - «исцелинница»
Длина — 96 см
Цельнокроеная, сшита вручную из льняного полотна, состоит из двух прямых полотнищ и четырех боковых клиньев. Воротник из хлопчатобумажной ткани, в виде невысокой стоечки. По центру груди — прямой разрез, края которого украшены строчевой вышивкой «перевить» по разряженной ткани. Рукава длинные, с прямыми плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку ткани. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. Рукава на запястьях украшены вышитым узором, состоящим из полуромбов (также исполненным в технике «перевить»), К краям рукавов пришито белое, плетеное на коклюшках кружево с геометрическим орнаментом в виде решетчатых ромбов. Подол украшен узкой полосой геометрического узора, основной мотив которого — ромбы.
Сарафан-«синяк»
Длина — 125 см
Косоклинный, сшит вручную из домотканого льняного полотна, окрашенного в темно-синий цвет. Лямки выкроены вместе с невысокой планкой из заднего полотнища ткани. Спереди — имитация застежки в виде двух вертикально нашитых полушелковых лент, металлических пуговиц и воздушных петель из плетеного шерстяного шнурка. Подол подшит плотной льняной тесьмой. Подкладка из льняного полотна.
Свадебная мужская рубаха
1909 год. Архангельская губерния, Пинежский уезд
Длина — 26,5 см
Прямая, сшита из шелковой тафты. Воротник в виде стойки, застежка на левой стороне. По центру груди пришита планка с узором в виде цветущего древа с птицами, выполненная вышивкой «простой крест». Слева от планки — небольшой карман с вышитой надписью: «1909 года. Г. Т.». Рукава втачные, длинные и широкие, с манжетами. Воротник рубахи и манжеты украшены вышитым узором. Узор на воротнике — растительный, в виде цветущей вьющейся ветки, на манжетах — геометрический, в виде ромбов с квадратами и крестами внутри. Подкладка из хлопчатобумажной ткани.
Женский обрядово-ритуальный костюм для лова рыбы.
Состоит из «рубахи-рыболовки», пояса и платка. Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское
Костюм "повязочницы"
Основу костюма оставляет праздничная короткая рубаха (полурубашье) и прямой шелковый сарафан на узких пришивных лямках. В костюм «повязочницы» (то есть девушки, у которой была повязка) входили также повязка, коротена, два или три (это зависело от местных традиций) шелковых наплечных платка. Костюм дополняли шейные и нагрудные украшения: «ожерелок с перлышком», янтарные бусы и цепи с наперсным крестом, а также серебряные браслеты, серьги и кольца.
Когда девушка-«повязочница» выходила в таком наряде на молодежные гулянья («метища»), на левой руке она обязательно держала шелковую «рипсовую» шаль.
Повседневный девичий костюм
Девичья
Состоит из «рукавов», ситцевого сарафана и пояса.Начало XX века Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость, село Чакольское
Сарафан «аглицкий»
Длина — 109,5 см. Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из пяти полос красного ситца с многоцветным печатным узором. Верхний край собран в защипы и окантован зеленой тесьмой. Подол украшен узкой шелковой тесьмой ярко-синего цвета, край подшит красным ситцем.
Замужней женщины
Состоит из короткой рубахи (полурубашья), ситцевого сарафана и пояса. хоз. Ксения Философовна Митькина (1896-1975)
Полурубашье. .Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
(Длина — 61 см )
Короткая составная рубаха. Верхняя часть («рукава») сшита из белого миткаля. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди прямой разрез, застежка на пуговицу и прорезную петлю. Рукава длиной до локтей, широкие, заканчиваются оборкой, края которой украшены кружевом. Под мышками вшиты квадратные вставки-ластовицы. На воротнике-стойке и на оборках рукавов вышит красно-черный геометрический узор (техника вышивки «простой крест»). Короткая нижняя часть («станушка») сшита из белой хлопчатобумажной ткани.
Сарафан. Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
(Длина — 115 см) Начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Погорельская волость, деревня Березницкая
Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из пяти полос красного ситца с желтым растительным узором. Верхний край собран в мелкую сборку и окантован бело-розовой тесьмой. Подол украшен полоской черного хлопчатобумажного кружева. С изнаночной стороны подол подшит серым ситцем.
Пояс.
Выполнен вручную в технике ткачества на дощечках (в «кружках») из цветных шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Узор геометрический. На концах — кисти.
Состоит из рубахи-«намышницы», пестрядиного сарафана и пояса. Завершал костюм повойник, поверх которого повязывали ситцевый платок
Черноусова Александра Егоровна (около 1879 — около 1944). Конец XIX — начало XX века. Архангелькая губерния, Пинежский уезд, Сурско-Сергиевская волость, село Сульцы
Состоит из рубахи-«камышницы», набивного сарафана, пояса, повойника и шелкового платка, который укладывали на плечи.
Вдовина Ефимия Васильевна (около 1879 — около 1961). Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Карпогорское
Одежда пожилой женщины
Состоит из полурубашья, сарафана-«широкоплечника» И пояса «со словами». На голову пожилые женщины надевали головной убор «сороку» , которую покрывали темной шалью или платком. Полурубашье—новодел, сшито из хлопчатобумажной ткани, реконструкция по аналогиям из собрания музея.
Сарафан-«широкоплечник» (старообрядческий)
Анна Ивановна Елисеева (1878—1965) Начало XX века. Архангельская губерния, Онежский уезд
Косоклинный, сшит на швейной машинке из черной хлопчатобумажной ткани — сатина. Лямки выкроены из цельных полотнищ переда и спинки, плечевой шов смещен на спинку. Передняя часть состоит из одной полосы ткани, спинка составная, сшита из пяти скошенных продольных полос. Вырез горловины круглый, обшит бейкой. На груди по центру до линии талии пришиты десять ажурных металлических пуговиц и лиловая тесьма, имитирующие застежку. Вверху с изнаночной стороны подшита подкладка из светлого хлопчатобумажного полотна, Подол подшит черным сатином.
Пояс «со словами» Выполнен вручную в технике браного ткачества из мишурных, шелковых и льняных ниток. На серебристом фоне текст: «СЕИ ПОЯСОКЪ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ДАРЮ ВЗНАКЪ ЛЮБВИ И ЧЕСТИ ОПОЯШЪ ТЫ ИМЪ СЕБЯ НЕЗАБЫВАИ МЕНЯ НЕКОГДА ПОМНИ ТОГО КТО ДАРИЛЪ ТЕБЕ ЕГО». На концах — кисти.
"Сорока" Составной женский головной убор «с ушками». Сшит из трех деталей: очелья, боковых завязок-«крыльев» и затылочной части. Налобная часть (очелье) выкроена вместе с боковыми деталями («наушниками») и украшена золотным шитьем, бусинами и бисером; узор геометрический и растительный в виде розетки с отростками и стилизованными цветами. Верхняя (затылочная) часть выполнена из шелковой ткани, завязки-«крылья» — из красной хлопчатобумажной пестряди. Подкладка из льняного полотна.
Городской
Состоит из ситцевой рубахи, «тканевого» сарафана, пояса и шелкового платка.
Августа Павловна Яковлева (1885—1963). Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость
Рубаха Составная, сшита из двух частей. Верхняя часть («рукава») — из белого ситца в мелкий цветочек. Воротник в виде невысокой стойки, по центру груди — прямой разрез. Рукава длинные и широкие, собранные внизу под манжеты. На плечах — прямые вставки-полики, пришитые по уточной нити ткани. Под мышками вшиты вставки-ластовицы. Нижняя часть рубахи (стан) сшита из грубого льняного полотна.
Сарафан «тканевый». Прямой, на узких пришивных лямках. Сшит из розовой полушерстяной ткани. Верхний край собран в мелкие сборки и окантован, как и лямки, розовой шелковой тесьмой. Подол украшен тремя полосками светлого фабричного кружева. Нижний край обшит красной полушерстяной тесьмой.
1930-е годы. Архангельская область, Пинежский район, деревня Киглахта
Состоит из сарафана, кофты и пояса, сшитых из голубого сатина. Костюм носили в праздники с шелковой шалью
Состоит из суконной шубки, меховой зимней шапки, сарафана, нескольких рубах, нижних юбок и шерстяных чулок. Кроме того, в комплект входили одна или несколько шалей, шелковые ярко-красные платки, шейные и нагрудные украшения.
XIX век. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Покшеньгская.
Шубка Длина — 106 см
Праздничная верхняя женская одежда в виде приталенного полупальто, сшитая из черного сукна на подкладке из меха белой овцы. Двубортная, с невысоким воротником-стоечкой. Застежка в виде металлических петель и крючков. Рукава втачные, узкие, на манжетах из коричневого искусственного меха. По линии талии — отрезная, верхняя часть спинки приталена за счет двух овальных рельефов, плечевые швы смещены на спинку. Нижняя часть шубки сшита в виде расклешенной юбки, спереди два накладных кармана, отороченных мехом.
«Шапочка». Зимний девичий головной убор в виде массивной шапки полукруглой формы. Налобные и боковые части выполнены из меха, образующего широкий валик, затылочная часть — плоская, сшита из грубого льняного полотна и украшена золотным шитьем в прикреп. Узор шитья растительный, в виде крупных стилизованных цветов и бутонов. Затылочная часть по низу оторочена мехом. С боковых сторон пришиты тесемки-завязки.
Чулки Длина — 43 см. Связаны на спицах: голенища — из цветных шерстяных ниток, носок — из овечьей пряжи домашней выработки.
«Кружки». Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния, Мезенский уезд
Поступили в 1984 году из Лешуконского района
Приспособление для ткачества поясов в виде 20 квадратных дощечек с небольшими отверстиями по краям.
«Бердышко» Конец XIX — начало XX века. Архангельская губерния
1 9,5 х 18 см; уток — 1 9 х 2,5 см.
Поступило в 1977 году из деревни Кучкас Пинежского района
Станок для ткачества поясов в виде прямоугольной дощечки, разделенной щелевидными отверстиями на тонкие планки. В середине каждой планки просверлены круглые отверстия. Уток — фигурная деревянная дощечка, на которую наматывали уточную нить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий