ВВЕДЕНИЕ

С давних пор рисование пером привлекало внимание широкого круга художников. Вспомните хотя бы об иллюминированных (снабжённых яркими цветными вставками) манускриптах, датированных средними веками, чтобы представить себе тогдашнюю степень квалификации переписчиков и декораторов. Но почти в каждой из этих работ над рисованием как таковым довлеет каллиграфия (буквописание) или же линии, вычерченные пером, служат лишь контурами, рамками для разноцветных украшений. Узнав о многочисленных эскизах и этюдах пером, сделанных сотни лет назад некоторыми из наиболее известных наших старых мастеров, вы быстро придёте к обратному выводу: мол, и в их дни к этому инструменту обращались довольно-таки часто. Однако анализ указанных произведений проясняет: в большинстве своём они либо служили предварительными набросками для картин (или фрагментов картин), рисуемых масляными красками, либо выполнялись на скорую руку для памяти о каких-то фактах, случайно возбудивших интерес. В той эпохе не видно попыток развивать рисование пером как самостоятельный вид искусства. Они происходили на протяжении небольшого числа только последних десятилетий, и сегодня рисунки пером уже не просто придатки иных произведений, краевые орнаменты или изящные виньетки, а полные, отделанные вещи с собственными сюжетами и композицией. Популярность рисования пером Популярность этого вида искусства вряд ли взлетела бы столь стремительно, если бы художники, приверженные к нему, не понимали, что ручка с пером вследствие её специфических качеств требует совершенно иного обхождения, чем любое другое средство отображения. Пожалуй, теперь будет вполне уместно рассмотреть определённые фундаментальные принципы, имеющие отношение ко всем произведениям искусства, — принципы, с которыми эти художники, бесспорно, были знакомы, — и увидеть, как они приложимы к рисованию пером. Ограниченность иных средств Во-первых, помните: каждое из изящных искусств имеет свои конкретные рамки — результат развития характерных для него условностей. Во-вторых, отдавайте себе отчёт: если художник не принимает эти рамки и сопровождающие их условности, то его путь к высоким достижениям будет чрезвычайно затруднённым. Проиллюстрируем первую мысль. Скульптор, работающий с пластичными материалами, в силах точно воссоздать едва ли не всякую природную форму, но вынужден игнорировать её цвет в подавляющем большинстве случаев. Живописец, напротив, может показать зрителю цвета в полной гамме их различий, но ограничен двумя измерениями плоского холста и, чтобы отобразить на нём третье измерение (объём) реального объекта, должен прибегать к общепринятым формальностям. Тот, кто избрал своим "оружием" кисть и тонкие серые слои, увязает в условностях ещё глубже, поскольку это средство творчества обязывает рисовальщика интерпретировать любой живой цвет неким оттенком серого, взятым из тоновой шкалы, простирающейся от ярко-светлого до крайне тёмного. С очень похожими ограничениями часто приходится мириться при использовании угольных и пастельных карандашей. Ими можно рисовать ещё и в линейной манере — тогда надо будет учитывать новые правила, которым подчиняются, в частности, применение контуров, а также передача цвета и светотеней посредством комбинирования по-разному наложенных линий. Графитовый карандаш (хотя им можно работать по установлениям, известным для тонких серых слоев, угля и пастели) тоже имеет свои отличительные особенности, среди которых — предельно острый кончик. Итак, в обхождении с каждым средством отображения существуют отдельные условия и законы. Ограничения в применении пера Теперь поговорим про ручку и её законы. Их много — наверное, больше, чем для любого иного рисовального средства. Из-за этого может показаться, что ручка — неудачный выбор для начинающего художника. А правда как раз в обратном. Ручка с пером — линейный инструмент, но в отличие от графитовых, угольных и пастельных карандашей она сама по себе не создаёт ни цветовых, ни тоновых оттенков. Она служит просто средством транспортировки туши из бутылочки на бумагу, действует подобно кисти. Однако в сравнении с кистью у пера очень тонкий и жёсткий конец, на нём способно удержаться весьма малое количество красящей жидкости, что непрактично, если ею надо покрывать большие площади на листе. Это ограничение проявляет себя двояко: 1) размеры рисунков пером имеют тенденцию оставаться не слишком великими; 2) отображение широких вариаций густоты тона, как и заполнение больших зон, слишком затруднительно. Вы должны помнить: всякая линия, нанесённая пером, абсолютно черна (цветная тушь — редкое исключение) на фоне бумаги, которая обычно бывает белой. Это значит, что цвет придётся либо вообще игнорировать, либо интерпретировать изощрёнными комбинациями чёрных линий и белых промежутков. Со светотенями надо будет поступать тем же образом. Чтобы создать какой-нибудь оттенок серого, необходимо применять точечное тонирование (вариант для особо усидчивых), параллельную или перекрёстную штриховку. Если впоследствии вы пожелаете сделать более тёмным тон, наложенный одним из этих способов, то обречены старательно и кропотливо увеличивать в размерах каждую имеющуюся линию или точку; альтернатива — попробовать втиснуть в ту же область рисунка дополнительные точки или линии. (Сравните эти процедуры и рисование тонкими серыми слоями. Там можно создать любой нужный тон легко и сразу; нетрудно и затемнить его, если потребуется при доработке картины, нанесением ещё одного слоя.) Осветлить избранный участок изображения, сохранив приличное качество, практически нельзя; если он излишне тёмен, то ничего другого не остаётся, как стереть его совсем (на рисунке тушью — задача отнюдь не простая) или заклеить бумажной заплатой и поместить на неё новый вариант. Эти разнообразные сложности технического характера, сопутствующие работе тонким кончиком с чёрной тушью на белой бумаге, экстремально затрудняют (а правильнее сказать — делают сугубо невозможным) отображение тонов, точно соответствующих видимым в натуре. Следствие: вы должны игнорировать тон с менее выраженной интенсивностью, а другие будете упрощать или обозначать только намёками (подсказками). Взамен проигнорированного цвета или тона мы обязаны что-то вставить во избежание потери форм. В подобных случаях приходится прибегать к условностям, связанным с прочерчиванием контуров, особенно там, где надо изобразить один светлый объект на фоне другого. Перо — восхитительно прекрасный инструмент именно для такой работы. Оно не только обеспечивает непревзойдённую чёткость линий, обрисовывающих форму, и инженерно-чертёжную точность передачи контуров; следы, оставляемые пером, хотя и черны как смоль, могут чрезвычайно выразительно воспроизводить всякую нерегулярность силуэта и текстуры (строения поверхности) объекта. Использование контуров и метод выстраивания тонов посредством линий или точек — две наиболее крупные отличительные характеристики рисования ручкой. Их дополняет множество мелких, с которыми мы так свыклись, что едва ли задумываемся о них: "хитрости" в имитации теней, способы изображения деревьев, например, или облаков, приёмы воспроизведения особенностей текстуры (в том числе строительных материалов) и т. д. Итак, есть в рисовании пером важные ограничения, особенности и условности, которые познаны художниками, сделавшими наш вид искусства тем, чем он является в настоящее время, и должны быть познаны новичками, желающими последовать примеру лучших мастеров. Вы пытаетесь выполнить рисунок пером в размерах, превышающих позволенные данным инструментом? Или тщитесь распространить серые оттенки на целый бумажный лист? Или намереваетесь как-либо по-другому проигнорировать специфику этого рисовального средства? Во всех подобных ситуациях необходимо понимать и помнить: вы принуждаете ручку делать то, что ей несвойственно, к чему она не приспособлена наилучшим образом, и сколь бы успешными ни выглядели результаты таких попыток — они относятся скорее к разряду технических достижений, нежели художественных. Развивайте личную технику Всё сказанное об ограничениях в применении ручки не означает, будто вы скованы ими настолько, что любые проявления индивидуальности немыслимы. Совсем наоборот! Удивительная диалектика искусства часто демонстрирует: чем более оно опутано условностями, тем шире круг возможностей блеснуть оригинальностью. Мы готовы даже утверждать: нет другого рисовального средства, которое предоставляло бы человеку лучшие шансы, чем ручка с пером, развивать личную технику исполнения, потому что рисование пером сродни собственноручному писанию; нет на свете двух людей, у которых был бы абсолютно одинаковый почерк, и, значит, нет на свете двух людей, которые рисовали бы пером абсолютно одинаково. Коммерческое использование Выше мы уже говорили о популярности рисования пером и связывали её, во-первых, с хорошими методами репродуцирования, а во-вторых, с лёгкостью и дешевизной получения нужных исходных материалов. Но оставим такие "внешние" причины в стороне. Рисование пером обеспечило себе прочную позицию среди иных видов изящных и прикладных искусств благодаря собственным подлинным достоинствам. Привлекают простота, чёткость и непосредственность чёрного цвета на белом фоне; изображения полнятся жизнью и светом. Многие из них "работают" лишь как подсказки, позволяющие включиться воображению зрителя, от чего он испытывает дополнительное удовольствие. Несколько линий здесь, несколько следов пера там — иногда этим и исчерпывается внешний облик произведения, однако оно энергично будит мысль, и в сравнении с такой мощью фотоснимки, усердно отображающие всё, на что был нацелен объектив аппарата, кажутся оцепеневшими, скучными, тупыми копиями действительности. Превосходство штрихового рисунка над фотографией ощущают даже хладнокровные бизнесмены или представляющие их интересы специалисты по сбыту товаров, о чём свидетельствует широкое использование рисунков пером в рекламе, хотя в наши дни искушённые в коммерции фотографы встречаются на каждом шагу. Возможно, распространённость рисунков пером в рекламе объясняется ещё и тем, что репродукция такого рисунка прекрасно вписывается в общий образ напечатанной в типографии страницы, ибо состоит из отдельных штрихов, не требует полутонов, отображается на такой же самой бумаге такой же самой краской. Эти гармоничные качества, несомненно, служат одной из главных причин большого спроса на иллюстрации, выполненные ручкой, в оформлении книг, журналов и всех подобных видов издательской продукции. Дополнительные замечания Может показаться, что сильный контраст чёрного и белого не позволяет пером отображать тонкости, потребные во многих случаях. Фактически большинству работ пером присуще особое изящество, которого не хватает в произведениях, выполненных иными средствами. Не следует забывать про опрятность. Многие прочие рисовальные средства легко размазать или случайно стереть, замарать ими руки или одежду. Рисунки пером и сами остаются чистыми, и не пачкают соседних листов в стопке, и не выцветают. Мы рассмотрели ряд главных свойств, характеризующих рисование пером, несколько принципов, на которые оно опирается, очерк его истории, а также конкретные пути применения его результатов. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать важность предмета, которому посвящена книга, и дать понять, с какой степенью серьёзности следует им заниматься. Однако если всё, что было здесь написано, придаёт нашему предмету устрашающую глубину и сложность, то можем предложить новичку слово ободрения. Вот оно. Исполнение рисунков пером, находясь "под гнётом" столь многих условностей, требует профессиональной ловкости, умения, сноровки. Есть дети, без труда обучающиеся красиво писать. Подобно им, отдельные люди, уже овладевшие какими-либо знаниями по рисованию (ибо в нашем предмете "лёгких трюков", доступных любому и каждому без предварительной подготовки, нет), освоив специфические приёмы работы пером, получают требуемую сноровку почти без мучений. Но это, конечно, исключительные случаи. А правда жизни такова: большинству новичков нужны громадные количества практики для достижения тех же самых результатов (причём некоторые из нас, прилагая даже максимум усилий, никогда не поднимутся выше самых ординарных приёмов). Ну и что же? Знайте: мастера, прославившиеся в применении других рисовальных средств, иногда, взявшись за перо, терпели неудачу; она, без сомнения, обескураживала и расхолаживала их, но воодушевляла менее известных художников, которые тоже видели, что этот путь труден.
ПРЕДИСЛОВИЕ Книга Артура Л. Гаптилла о рисовании ручкой и тушью приобрела статус классической среди печатных работ, посвященных данной теме. Никакая другая до сих пор не обеспечила такую же исчерпывающую трактовку всех вопросов; нет иного художника, который был бы настолько же искушён и сумел бы осилить решение этой задачи. Книга впервые была опубликована в 1930 году под названием "Рисование ручкой и тушью" ("Drawing with Pen and Ink") и быстро стала редкостью, украшением коллекций, предметом незатухающего спроса со стороны творческого и исполнительского персонала архитектурных бюро и мастерских. Во времена, более близкие к нашим, возродился интерес к выполнению изображений ручкой и тушью у всех групп художников и дизайнеров, и эта тенденция сделала возможным (а фактически — настоятельно необходимым) переиздание классического труда Артура Л. Гаптилла. В нашем новом издании мало что изменено по сравнению с оригиналом. Фактически все рисунки — выполненные как м-ром Гаптиллом, так и другими художниками — включены в этот том. Текст был слегка отредактирован для удобочитаемости, но в целом остался очень близким к авторскому. Исключены только те его участки, которые касаются материалов или процедур, ныне не изготавливаемых или не используемых. Никакая другая информация не подвергалась изменению или обновлению. Например, тут почти не упоминаются маркеры, плакары (плакатные карандаши), фломастеры, капиллярные или шариковые ручки, вошедшие в обращение после написания м-ром Гаптиллом этого труда. В личности Артура Л. Гаптилла уникальным образом соединились таланты художника и чертёжника, архитектора, преподавателя и писателя, которые потребны для создания книг, обучающих искусству. Не будучи занудливым или скучным, он умел мыслить системно, в то же время обладая способностью вычленять сложные принципы и формулировать их с такой ясностью, которая была понятна любому ученику и позволяла практическое применение к разрешению самых неприступных проблем. М-р Гаптилл, кроме этой, написал ещё книги о рисовании маслом, акварелью, карандашом и столь же мастерски проиллюстрировал их. Но излюбленной его специализацией было рисование ручкой и тушью — может быть, потому, что оно труднее всех иных видов изобразительного искусства и, стало быть, являет собой наиболее дерзкий вызов одарённому человеку. Пристрастие м-ра Гаптилла к рисованию ручкой и тушью вдохновило тысячи тех, кто руководствовался этой книгой, и я уверена, что её новое издание поддержит такую славную традицию на протяжении многих последующих лет.

СПИСОК ХУДОЖНИКОВ, ЧЬИ РАБОТЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В ЭТОЙ КНИГЕБёрдсли Обри (Aubrey Beardsley) 8, 242 Бёрч Реджинальд (Reginald Birch) 95, 110, 232 Бирс П. Е. (P. Е. Bearse) 171 Бишоп Торнтон A. (A. Thornton Bishop) 206, 208, 214 Бойд Резерфорд (Rutherford Boyd) 244 Босворт Уэллес (Welles Bosworth) 203 Брэгдон Клод (Claude Bragdon) 246 Бут Франклин (Franklin Booth) 97 Бэкон Френсис Г. (Francis Н. Bacon) 42 Бэнкрофт Томас Ф. (Thomas F. Bancroft)49,125 Ван Бюрен Мэгонигл Г,(Н. Van Buren Magonigle) 40 Вирдж Дэниел (Daniel Vierge) 63, 75 Вуд Хэри (Harrie Wood) И Гибсон Чарлз Дэйна (Charles Dana Cibson) 104 Гилд Люрелл (Lurelle Guild) 207 Гогорза Мейтленд де (Maitland de Gogorza) 225 Грант Гордон (Gordon Grant) 106, 113 Грегг Дэвид A. (David A. Gregg) 249 Григгс Ф. Л. (F. L. Griggs) 98 Гудхью Бертрам Гроувнор (Bertram Grosvenor Goodhue) 17, 160, 194, 195,196,197 Дайз Айвен Дж. (J. Ivan Dise) 172 Джардин Уолтер (Walter Jardine) 222 Джонс Сидни P. (Sydney R.Jones) 179, 215 Кейтс Герберт С. (Herbert S. Kates) 27, 85 Кент Рокуэлл (Rockwell Kent) 9, 101, 247 Килли Френсис (Francis Keally) 170 Кинг Томас Е. (Thomas Е. King) 192 Кларк Гарри (Harry Clarke) 108-109 Клеланд Т. М. (Т. М. Cleland) 252 Колл Джозеф Клемент (Joseph Clement Coll) 111 Кэсл Сидни Ф. (Sydney F. Castle) 181 Ле Бутилье Эддисон Б. (Addison В. Le Boutillier) 250, 251 Локвуд Роберт (Robert Lockwood) 184, 186-187,188-189,190,217 Лонг Бёрч Бурдетта (Birch Burdette Long) 173 Льюис Шелл (Schell Lewis) 137 МакГилкрист Дж. (J. MacGilchrist) 147 МакЛарен Томас (Thomas MacLaren) 248 МакСуини Ангус (Angus McSweeney) 175 Нардо Антонио ди (Antonio di Nardo) 172 Нил Джон P. Gohn R. Neill) 102, 236, 237 О'Нил Роуз (Rose O'Neill) 243 Паттерсон Рассел (Russell Patterson) 209, 216 Пауэре Ричард М. (Richard М. Powers) 163,164,165,166, 168, 218 Пейксотто Эрнест (Ernest Peixotto) 99, 201, 202 Пенфилд Эдвард (Edward Penfield) 107 Погейни Вилли (Willy Pogany) 238-241 Прайс Честер Б. (Chester В. Price) 169 Рейлтон Герберт (Herbert Railton) 254 Ригел Дж. (младший) (J. Riegel, Jr.) 179 Ринг Джонатан (Jonathan Ring) 204 Розенберг Луис С. (Louis С. Rosenberg) 160, 180 Роув Джон Ричард (John Richard Rowe) 191 Саломонски Верна (Verna Salomonsky) 219, 220 Тиг Уолтер Дорвин (Walter Dorwin Teague) 23, 245 Тони Эдвард Ф. (Edward F. Toney) 185 Уилкинсон Гарри С. (Harry С. Wilkinson) 198, 199, 200 Уильямсон Рассел Барр (Russell Ban-Williamson) 174 Финк Боб (Bob Fink) 31, 231, 253 Фланаган Джон P. (John R. Flanagan) 103 Флэгг Джеймс Монтгомери (James Montgomery Flagg) 105, 224 Фогерти Томас (Thomas Fogarty) 132, 234, 235 Фордайс Элмон (Allmon Fordyce) 177,178 Хайнрих Р. Ф. (R. F. Heinrich) 233 Хелд Джон (младший) (John Held, Jr.) 133 Хупп Дорис (Doris Hupp) 43 Чемберлен Сэмюел В. (Samuel V. Chamberlain) 227 Числинг Эллиот Л. (Elliott L. Chisling) 177, 178 Шелгрен Олаф (Olaf Shelgren) 157 Ширк Жанетта С. Qeannette С. Shirk) 223 Эллис Харви (Harvey Ellis) 89 Эппингхаузен Чарлз Ф. (Charles F. Eppinghousen) 193 Юэлл Джон Флойд (John Floyd Yewell) 162
|
|
Реалистичные получились рисунки. Очень хорошие и полезные советы. Благодарю за столь качественный материал.
ОтветитьУдалитьМного нового узнал.
С уважением, Евгений.
P. S. http://panama.ua/categorys/166909/
Реалистичные получились рисунки. Очень хорошие и полезные советы. Благодарю за столь качественный материал.
ОтветитьУдалитьМного нового узнал.
С уважением, Евгений.
P. S. http://panama.ua/categorys/166909/